ТЕОРИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

ТЕОРИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
теория, исследующая рыночные аспекты господства монополий в условиях современного капитализма; главные положения сформулированы Э.Чемберлином в работе "Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости" (1933), а также Дж.Робинсон в работе "Экономика несовершенной конкуренции" (1933). В отличие от традиционной точки зрения экономической науки, согласно которой конкуренция и монополия – альтернативные понятия, и отдельные цены следует объяснять либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии, Чемберлин считал, что большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Предприниматель, чтобы захватить контроль над предложением и над ценой, стремится создать продукт, который хоть чем-то отличается (дифференцируется) от товара конкурента. Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Но такая монополия не является чистой, законченной; она не уничтожает конкуренцию, ибо производителей различных сортов данного продукта много и их продукты при всем различии способны замещать друг друга, являются субститутами. Налицо своеобразное сочетание монополии и конкуренции: первая связана с контролем над "дифференцированным продуктом", вторая – с наличием "субститутов", заменителей. Т.м.к. знаменательна тем, что в ней отражены некоторые важные изменения рыночного механизма, характерные для высокоразвитой экономики. Так, в сущности был поставлен под сомнение принцип неоклассической теории о совершенном "суверенитете потребителя". Чемберлин признавал возможность сознательного формирования спроса монополистами, включив в анализ феномен манипулирования потребительскими предпочтениями. Категория издержек сбыта, введенная в научный оборот Чемберлином, расширила теоретический инструментарий неоклассического направления, поскольку в отличие от издержек производства, приспосабливающих продукт к спросу, издержки сбыта нацелены на приспособление спроса к продукту, манипулирование спросом. Т.м.к. оставила глубокий след в развитии современных представлений о рыночном ценообразовании. Наряду с исследованиями общетеоретического характера она стимулировала изучение таких конкретных явлений, как эластичность спроса на товар той или иной фирмы (в зависимости от характера и назначения продукта, цены, дохода потребителей, качества изделия, рекламных расходов, других издержек по сбыту), а также проблем, касающихся товарных субститутов, форм неценовой конкуренции, средств формирования спроса и управления им.

Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. . 1997.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ТЕОРИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ" в других словарях:

  • ТЕОРИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ — см. ТЕОРИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ …   Большой экономический словарь

  • монополистической конкуренции теория — экономическая теория, исследующая рыночные взаимодействия крупных корпораций в отраслях современного массового производства; главные положения сформулированы Э. Х. Чемберлином в конце 20 х гг. XX в. Согласно теории монополистической конкуренции,… …   Энциклопедический словарь

  • Монополистической конкуренции теория —         буржуазная теория, исследующая рыночные проявления господства монополий в условиях отраслей современного капиталистического массового производства, в основном уже прошедших через технологическую перестройку в ходе научно технической… …   Большая советская энциклопедия

  • МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ТЕОРИЯ — экономическая теория, исследующая рыночные взаимодействия крупных корпораций в отраслях современного массового производства; главные положения сформулированы Э. Чемберлином в кон. 20 х гг. 20 в. Согласно монополистической теории конкуренции,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Экономическая теория несовершенной конкуренции (книга) — Экономическая теория несовершенной конкуренции (англ. The Economics of Imperfect Competition, 1933) – книга английского экономиста Джоан Робинсон. Содержание 1 Содержание 2 Основные идеи 3 Перевод …   Википедия

  • Экономическая теория несовершенной конкуренции — (англ. The Economics of Imperfect Competition, 1933) – книга английского экономиста Джоан Робинсон. Содержание 1 Содержание 2 Основные идеи 3 Перевод 4 Ссылки …   Википедия

  • Олигополии теория —         буржуазная экономическая теория, анализирующая новые формы господства групповых монополий на рынке (см. Олигополия). О. т. носит апологетический характер и направлена на разработку практических рекомендаций для корпораций и буржуазного… …   Большая советская энциклопедия

  • Несовершенной конкуренции теория —         мелкобуржуазная теория рынка, признающая господство на нём монополий и их всесилие в формировании цени в эксплуатации мелких собственников. Исследует возникающие в связи с процессом монополизации новые формы цени изменения в прибыльности… …   Большая советская энциклопедия

  • Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… …   Энциклопедия инвестора

  • Рыночные отношения — (Market relations) Рыночные отношения это отношения связанные с функционированием рынка Информация об определении рыночных отношений, функции рынка, рыночный механизм Содержание Содержание Опрелеление Функции рынка Рыночный механизм Теоретические …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»